ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Инструкция по ремонту тележек грузовых вагонов. Технология ремонта тележек грузовых вагонов Ремонт боковых рам

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ВАГОННОГО ХОЗЯЙСТВА
УТВЕРЖДАЮ

Заместитель руководителя Департамента вагонного хозяйства

В.С. Силин

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ИНСТРУКЦИЯ

РД 32 ЦВ 052-99

Согласовано

Начальник отдела конструкций,

Технического перевооружения

В.В. Романов
Начальник ПКБ ЦВ МПС

В. И. Орлов

РД 32 ЦВ 052-99

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. Инструкцию по ремонту тележек грузовых вагонов (с изменениями и дополнениями на 01.01.99 г.) разработали Францев А.И., Мазуров Е.А. (ПКБ ЦВ МПС РФ), Ратникова Т.А. (ЦВ МПС РФ).

2. Вводится взамен РД 32 ЦВ 052-96.
Настоящая Инструкция не может быть полностью или частично вос-произведена и распространена без разрешения Департамента вагонного хозяйства.
РД 32 ЦВ 052-99
СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Общие положения............................................................................................................4

2. Основные технические данные тележек грузовых вагонов, их узлов и

деталей.............................................................................................................................5

3. Система технического обслуживания и ремонта..........................................................8

4. Требования, предъявляемые к тележкам при выпуске вагонов из текущего

отцепочного ремонта.......................................................................................................9

5. Входной контроль тележек грузовых вагонов при плановых видах

ремонта............................................................................................................................11

6. Разборка тележек............................................................................................................12

7. Дефектоскопирование составных частей и деталей тележек.....................................14

8. Дефектация составных частей и деталей.....................................................................15

9. Ремонт боковых рам........................................................................................................17

10. Ремонт надрессорных балок...........................................................................................21

11. Ремонт фрикционного клина...........................................................................................26

12. Требования к пружинному комплекту.............................................................................34

13. Ремонт деталей тормозного оборудования...................................................................35

14. Сварочные и наплавочные работы................................................................................35

15. Обработка деталей и узлов тележек после сварочных и наплавочных

работ.................................................................................................................................35

16. Сборка тележек после ремонта......................................................................................35

17. Проверка качества ремонта............................................................................................37

18. Нанесение клейм, знаков маркировки после ремонта..................................................37

19. Окраска тележек...............................................................................................................38

20. Выходной контроль тележек при выпуске из плановых видов

ремонта.............................................................................................................................40

21. Исключение составных частей, деталей тележек из

инвентаря..........................................................................................................................41

22. Ответственность за качество ремонта тележек.............................................................41

Приложения:

А Размеры боковых рам и надрессорных балок тележек модели

18-100 (ЦНИИ-ХЗ) (рисунки А.1, А.2) (обязательное)...............................................42

Б Акт на исключение в металлолом литых деталей тележки модели

18-100 (ЦНИИ-ХЗ) и соединительных балок тележек

В Перечень шаблонов, применяемых при ремонте тележек грузовых

вагонов (справочное)..................................................................................................44

Г Перечень нормативной документации, действующей одновременно

с настоящей Инструкцией (справочное)...................................................................46

23. Лист регистрации изменений..........................................................................................48

РД 32 ЦВ 052 - 99

^ РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ИНСТРУКЦИЯ

ПО РЕМОНТУ ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящая Инструкция по ремонту тележек, далее Инструкция, распространяется на ремонт двухосных тележек модели 18 - 100 (ЦНИИ-ХЗ) и четырехосных модели 18-101.

Инструкция определяет порядок проведения текущего отцепочного и плановых видов ремонта, а также устанавливает нормы и требования, которым должны удовлетво-рять тележки при выпуске из текущего отцепочного ремонта, деповского и капитального ремонтов вагонов.

1.2 Техническое обслуживание и ремонт тележек должны производиться на пред-приятиях вагонного хозяйства, имеющих соответствующее оборудование, квалифициро-ванный персонал и разрешение на выполнение этих работ.

1.3 Составные части и детали тележки должны иметь знаки и клейма, установлен-ные соответствующими чертежами и стандартами, а также коды принадлежности государ-ству - собственнику.

1.4 Размеры тележек, их составных частей и деталей должны соответствовать ус-тановленным настоящей Инструкцией нормам, а также чертежам завода – изготовителя.

1.5 Технологии технического обслуживания и ремонта тележек для вагонных де-по устанавливаются Департаментом вагонного хозяйства (ЦВ МПС России), технология ремонта для вагоноремонтных заводов - АО «Желдорреммаш», для вагоностроительных заводов - изготовление и сборка регламентируется технологическими процессами этих заводов, техническими требованиями, предъявляемые к тележкам при изготовлении и другой действующей нормативной документацией.

1.6 Перечень средств измерений, применяемых при контроле технического со-стояния узлов деталей тележек, правила пользования ими, а также порядок ведения учет-ных и отчетных форм по тележкам устанавливает ЦВ МПС России.

1.7 При текущем отцепочном ремонте, техническом обслуживании и плановых видах ремонта тележек грузовых вагонов должны соблюдаться «Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов и рефрижераторного под-вижного состава» № ПОТ РО 32 ЦВ - 400 - 96

^ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ

ВАГОНОВ, ИХ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ

2.1 Основные технические характеристики тележек моделей 18-100 (ЦНИИ-ХЗ)

и 18-101 приведены в таблице 1 и на рисунках 1 и 2 соответственно.

2.2 Составными частями тележек грузовых вагонов являются:

рама, состоящая из двух боковых рам, согласно рисунка 4 поз. 30 и надрессорной балки 19; колесные пары с буксами согласно рисунка 4 поз. 22 на которые опираются боковые рамы, рессорное подвешивание 21 (пружины, фрикционные клинья и планки), де-тали тормозной рычажной передачи (рычаги, триангели с тормозными башмаками и их подвесками), валики, шайбы, шплинты, соединяющие боковые рамы и надрессорную бал-ку с деталями тормозной рычажной передачи, шкворни

2.3 Тележка модели 18-101 состоит из деталей, приведенных в п. 2.2, а так же име-ет соединительную балку.

2.4 Детали тележки изготовлены из следующих материалов:

Боковые рамы - сталь 20Л, 20ГЛ, 20Г1ФЛ, 20ФТЛ, ГОСТ 977;

Надрессорная балка - сталь 20Л, 20ГЛ, 20Г1ФЛ, ГОСТ 977;

Фрикционный клин-сталь 25Л ГОСТ 977; чугун СЧ-25 ГОСТ 1412;

Пружина рессорного комплекта - сталь 55С2, 60С2 ГОСТ 14959;

Детали тормозной рычажной передачи - Ст3 ГОСТ 380;

Композиционные колодки ТИИР-300, ТИИР-303;

Фрикционная планка сталь 45 ГОСТ 1050, 30 ХГСА ГОСТ 11299.

2.5 Твердость термически обработанных деталей:

Фрикционных стальных клиньев от 168 до 180 НВ;

Фрикционных планок от 300 до 320 НВ из стали 40 X и 45; от 285 до 447 НВ из стали 30 ХГСА;

Фрикционных клиньев чугунных от 197 до 245 НВ.

Таблица 1

кгс, наружная/внутренняя

^ Наименование показателей

Размеры

ЦНИИ-ХЗ

(Модель 18-100)


4-х осная на

ЦНИИ-ХЗ

(Модель 18-101)


База тележки, мм

1850

3200

Статический прогиб под весом брутто, мм

46-50

46-50

Статический про гиб под тарой, мм

90

90

Конструкционная скорость движения, км/ч

120

120

Год выпуска в серию

1957

1964

Рессорный комплект

фрикционно-пружинный

Высо та пружин рессорного комплекта в свободном состоянии, мм

249 +7 -2

249 +7 -2


Средний диаметр наружной пружины, мм Средний диаметр внутренней пружины, мм

170±2.5

111±1.5


170±2.5

111±1.5


Диаметр прутка : наружный, мм

внутренний, мм


30

19/21


30

Число витков пружин: наружной/внутренней:

Рабочее

4/7.95

4/7.95


1900/800

1900/800

Нагрузка при полном сжатии, кг, не более : наружная/внутренняя

3749/1460

3749/1460

Вес пружины, кг, не менее наружной внутренней

14.8

5.8/7.05


14.8

5.8/7.05


Рама тележки

безсвязевая

связевая

Расстояние от головки рельса до опорной поверхности подпятника в свободном со-стоянии, мм

806 -21 +12

858 -10 +12


Соединительная балка тележки:

Габаритные размеры, мм:

Высота


Габаритные размеры тележек, мм:

Длина

Ширина


Тип оси

РУ1, РУ1Ш

РУ1, РУШ1

Масса тележки, т

4.8/4.7

12.0


Рисунок 1 Тележка двухосная модель 18-100



Рисунок 2 Тележка четырехосная модель 18 - 101
^ 3. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

3.1 Система технического обслуживания и ремонта тележек вагонов предусмат-ривает:

осмотр тележек под вагонами согласно «Инструкции осмотрщику вагонов» ЦВ-ЦЛ/408;

текущий отцепочный ремонт;

деповской и капитальный ремонты тележек, согласно настоящей Инструкции.

3.2 Текущий отцепочный, деповской и капитальный ремонты тележек грузовых вагонов разрешается производить лицам, сдавшим экзамен в знании настоящей Инструк-ции, местного технологического процесса, организации и ремонта тележек и получившим право на выполнение этих работ. Проверочные экзамены проводятся ежегодно.

3.3 Право контроля за качеством технического обслуживания, деповского и капитального ремонтов тележек должны иметь:

в службе вагонного хозяйства - начальник службы, главный инженер, зам. на-чальника службы, дорожный ревизор, начальники отделов;

в отделениях железных дорог - начальники вагонных отделов и их заместители;

в вагонных депо, пунктах технического обслуживания - начальники вагонных де-по, их заместители, старшие мастера, мастера, приемщики вагонов, главные инженеры, начальники пунктов технического обслуживания, бригадиры и мастера участков ремонта тележек;

на ремонтных заводах - директор, главные инженеры и их заместители, начальни-ки отделов технического контроля (ОТК) и их заместители, главные технологи, технологи, мастера, бригадиры, инспектора и контролеры вагоносборочных цехов и участков ре-монта тележек, инспектора - приемщики вагонов;

на вагоностроительных заводах - заводские инспектора - приемщики МПС России.

3.4 Прием экзаменов и отметка об их сдаче производятся порядком, установленным для получения удостоверения на право производства обыкновенного и полного освидетельст-вования колесных пар и ревизии роликовых букс, а также настоящей Инструкцией.

3.5 При техническом обслуживании и ремонте вагонов при выполнении работ в текущем отцепочном ремонте руководствоваться требованиями, изложенными в «Руководстве по текущему отцепочному ремонту», РД 32 ЦВ-056-97.

^ Особое внимание уделять состоянию литых узлов и деталей тележек.

3.6 При деповском или капитальном ремонте тележки из под вагона поступают на участок их ремонта, где они должны очищаться или обмываться в моечной машине без колесных пар, которые передаются в колесный участок.

Рама тележки, пружинно - фрикционный рессорный комплект, рычажная передача тележки ремонтируются в соответствующих отделениях и участках.

3.7 Колесные пары ремонтируют согласно требованиям «Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных нар» ЦВ / 3429.

Тормозная рычажная передача разбирается полностью для ремонта в соответствии с требованиями «Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов» ЦВ - ЦЛ- 292.

Детали и узлы тележки подвергаются испытанию на растяжение, дефектоскопи-рованию согласно «Технологической инструкции по испытанию на растяжение и неразрушающему контролю деталей вагонов» № 637 - 96 ПКБ ЦВ.

При необходимости детали или узлы тележки подвергаются очистке (промывке) вторично.

^ 4. ТРЕБОВЛНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕЛЕЖКАМ ПРИ ВЫПУСКЕ ВАГОНОВ ИЗ ТЕКУЩЕГО ОТЦЕПОЧНОГО РЕМОНТА

4.1 Требования к тележкам при выпуске из текущего отцепочного ремонта приве-дены в таблице 2.
Таблица 2


^ Наличие неисправности

Требования к ремонту

1 . Трещины в боковой раме, надрессорной балке, соединительной балке. Трещины в подпятнике, пятнике.

Не допускаются (вырубки пороков литья, произведенные в процессе изготовления надрессорных и соединительных балок, бо-ковых рам - не служат основанием для бра-ковки)

2 . Излом скользуна, отсутствие или излом колпака скользуна тележки. Отсутствие болта крепления колпака скользуна тележ-ки.

Не допускается

3 . Обрыв заклепки фрикционной планки, излом или трещина в клине, излом упорно-го бурта клина, наличие трещин в сварном шве приварного упорного ребра клина те-лежки.

Не допускается

4 . Обрыв одной заклепки или болта, укреп-ляющих кронштейн мертвой точки и балку авторежима, трещина в кронштейне тор-мозного оборудования тележки.

Не допускается

5 Свободные (ненагруженные) подклиновые пружины и клинья в порожних грузовых ва-гонах и завышение хотя бы одного клина от-носительно нижней опорной поверхности надрессорной балки более 10 мм .

Не допускается

4.2 Техническое состояние колесных пар должно соответствовать требованиям «Правил технической эксплуатации», «Инструкции по осмотру, ремонту и освидетельствованию колесных пар» ЦВ / 3429 - 76, а при подкатке колесных пар при текущем отцепочном ремонте дополнительно требованиям «Классификатора неисправности колесных пар».

4.3 Техническое состояние буксовых узлов колесных пар проверяют по требова-ниям «Инструктивных указаний по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками» 3 – ЦВРК.

4.4 При замене боковых рам тележки базы их должны быть одинаковыми или иметь разницу не более 2 мм. База боковой рамы проверяется шаблоном.

4.5 На устанавливаемых литых деталях тележки должны быть нанесены коды

государства-собственника (для России «20»).

4.6 Техническое состояние деталей рычажной тормозной передачи должно соот-ветствовать требованиям раздела II «Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов» ЦВ - ЦЛ - 292 1994г., п.6.2 «Инструкции но эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог» ЦТ - ЦВ - ЦЛ - ВНИИЖТ / 277 1996г.

4.7 Перед подкаткой тележки под вагон подпятник и скользуны смазывают смаз-кой графитовой ГОСТ 3333-80 или солидолом ГОСТ 1033-79 с добавкой 10 % графита смазочного ГОСТ 8295-73 или отработанной смазкой ЛЗ-ЦНИИ.

4.8 При подкатке под вагон четырехосных тележек суммарным зазор между скользунами соединительной и шкворневой балок с обеих сторон одного конца восьмиос-ной цистерны в сумме должен быть не менее 4 мм и не более 15 мм; между соединитель-ной и надрессорной балками с обеих концов двухосной тележки зазор в сумме должен быть не менее 4 мм и не более 10 мм. Не допускается отсутствие зазоров:

В двух любых скользунах одной четырехосной тележки с одной стороны цистерны;

Но диагонали цистерны между скользунами соединительной и шкворневой балками;

По диагонали четырехосной тележки между скользунами надрессорной и соеди-нительной балок.

Суммарный зазор по диагонали между скользунами двухосных тележек и концевыми скользунами соединительной балки четырехосной тележки должен быть не менее 3 мм.

4.9 На выкаченной из под вагона тележке проверяют узлы крепления и исправность опорной балки для авторежима (отсутствие изгиба, наличие болтов, гаек, шплинтов резинометаллических элементов под опорами балки), проверяют крепление контактной

планки, а при подкатке тележки под вагон - регулировку авторежима и деталей его крепления.
^ 5. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ПРИ ПЛАНОВЫХ ВИДАХ РЕМОНТА

5.1 Контроль технического состояния узлов тележек производится после поста-новки вагонов на ремонтные позиции

5.2 При этом проверяется:

Наличие дефектов и износов колесных пар, не допускаемых «Инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар» ЦВ/3429;

Положение деталей пружинно - фрикционного рессорного комплекта, завышение опорной поверхности фрикционного клина относительно нижней опорной поверхности надрессорной балки, наличие свободного перемещения фрикционного клина и пружин рессорного комплекта до подъемки вагона;

Проверяется состояние деталей тормозной рычажной передачи;

Зазоры между скользунами тележки и рамы вагона.

5.5 После выкатки тележки проверяют состояние узла пятник – подпятник.

5.4 Результаты обследования тележек заносятся в дефектную ведомость и используются при ремонте деталей и узлов, сборке и подкатке отремонтированной тележки под вагон.

5.5 Проверяют срок службы литых деталей тележки.

5.6 Результаты входного контроля заносят в журнал учета работы участка ремонта тележки, которые подписываются проверяющим бригадиром или мастером участка.
^ 6. РАЗБОРКА ТЕЛЕЖЕК

6.1 Разборка двухосной тележки начинается перед моечной машиной, когда рама тележки снимается с колесных пар грузоподъемным механизмом, а колесные пары пооче-редно передаются в колесно-роликовый участок для ремонта.

6.2 Допускается снятие рамы тележки и передачу колесных пар в отделение ре-монта производить с помощью крана соответствующей грузоподъемности.

6.3 После очистки раму тележки перемещают на позицию поточной линии или ус-танавливают на специализированную ремонтную позицию.

6.4 Разборка рамы двухосной тележки производится в следующей последователь-ности в соответствие с рисунками 3,4, 5:

Выбить чеки и снять тормозные колодки 17, предохранительные скобы 4;

Снять шплинты 7,10;

Снять шайбы 9, выбить валики 8, снять вертикальные рычаги 5 и распорную тягу 2;

Выбить шплинты 15, снять шайбу и валики 14, снять серьгу мертвой точки 6, по-сле удаления шплинта 11, шайбы 12 и валика 13;

Вынуть проволоку предохранительных шайб, снять шайбы;

Выбить шплинт 13 валика 16, валики 16, опустить триангель 1 на предохрани-тельные полочки боковин рамы;

Снять подвески 3 тормозного башмака, снять триангель 1 (одновременно снима-ют и второй триангель и передают на позицию их ремонта);

Вынуть шкворень 18, приподняв краном или пневматическим подъемником с кантователем надрессорную балку 19, снять клинья фрикционные 20, снять пружинные комплекты 21;

Удалить шплинт 23, свинтить гайку 24 с болта 25 и вынуть его, снять резинометаллический комплект 26, балку опорную 34;

Снять контактную планку 27, регулировочную планку 28;

Удалить шплинт, свинтить гайку 29, снять шайбу 31, болт 32, снять колпаки 33;

Боковины рамы тележки при помощи подъемников с кантователями снимаются с надрессорной балки;

Надрессорная балка остается на подъемнике – кантователе.

6.5 Разборка четырехосной тележки производится в следующей последовательности:

Снимается шкворень;

Расшплинтовываются валики, снимают шайбы и валики верхнего горизонтального рычага тормозной передачи;

При помощи крана снимается соединительная балка;

Снимается «нижний» горизонтальный рычаг тормозной передачи;

Освободившиеся двухосные тележки передаются на участок ремонта и разбира-ются в порядке, указанном в п.п. 6.1-6.4

А-А

Рисунок 3

Рисунок 4

^ 7. ДЕФЕКТОСКОПИРОВАНИЕ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ И ДЕТАЛЕЙ ТЕЛЕЖЕК

7.1 Дефектоскопирование деталей тележек должно производиться в полном соответствии с требованиями «Технологической инструкции по испытанию на растяжение и неразрушающему контролю деталей вагонов» № 637-96 ПКБ ЦВ МПС России, в том числе:

Надрессорной балки тележки модели 18-100;

Боковой рамы тележки модели 18-100;

Валиков подвески тормозных башмаков;

Подвесок тормозного башмака;

Тяги распорной.

7.2 Триангели рычажной передачи тележек испытывают на растяжение при изготовлении их вновь, периодических видах ремонта вагонов и ремонте сваркой.
^ 8. ДЕФЕКТАЦИЯ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ И ДЕТАЛЕЙ

8.1 Дефектация составных частей и деталей тележек грузовых вагонов должна

производиться после проведения их дефектоскопии.

8.2 Дефектацию проводить визуальным и инструментальным способами.

8.3 Наличие трещин во всех деталях тележек не допускается, помимо трещин, ко-торые устраняются при плановых видах ремонтов в соответствии с действующей ремонт-ной документацией.

8.4 Литые детали, с размерами менее указанных в таблице 3 и в приложении А, допускается не восстанавливать при плановых видах ремонта.
Таблица 3


^ Наименование неисправностей

При деповском

ремонте


При капитальном

ремонте


Износ опорной поверхности надрессор ной

балки, мм, не более


3

2

ленных до 1986г. (25 -2 +1 ), мм, не более


29

28

Глубина подпятника для балок, изготов-

ленных после 1986 г (30 -2 +1 ), мм, не более


34

33

Износ наклонных поверхностей надрес-

сорной балки, мм, не более


3

(на сторону)


2

(на сторону)


Износ челюстей боковой рамы, мм, не

более


4

(по ширине)


3

(по ширине)


Износ колпака скользуна, мм, не более

3

3

Износ скользунов соединительной балки :

центральных, не более

концевых, не более


Износ фрикционного клина :

вертикальной стенки, мм, не более

наклонной поверхности, мм не более


Длина основания (полноты) фрикцион ного

клина, мм по чертежам:

100.30.001-0 не менее

100.30.001-1 не менее

236±1.5

237±1.5


Г лубина подпятника соединительной

балки, мм, не более


48,5

47,5

Диаметр подпятника надрессорной бал ки

мм, не более


307.8

309.4


305 8

307.4 *


Диаметр подпятника соединительной

балки, мм, не более


459.0

457.0

Износ крайних пятников соединительной

балки, мм, не более

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ конструкции тележки типа КВЗ-ЦНИИ, оценка повреждаемости тележек грузовых вагонов. Пути повышения надежности и долговечности. Технологический процесс ремонта грузовой тележки. Расчет технических норм времени, параметров производственного участка.

    курсовая работа , добавлен 01.08.2012

    Конструкция и технические характеристики триангеля тележки грузового вагона. Характерные неисправности и требования в эксплуатации. Виды ремонта грузовых вагонов. Демонтаж триангеля с тележки. Виды инструктажей по охране труда, техника безопасности.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2014

    Классификация и организация работы на пунктах технического обслуживания вагонов. Определение показателей эксплуатационной надёжности на гарантийном участке. Оценка качества ТО и ремонта грузовых вагонов. Расчет контингента работников и оборудование ПТО.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Организация работы пунктов технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов. Распределение отказов вагонов на гарантийных участках. Расчет показателей их эксплуатационной надежности и прогнозного значения объема работы. Оценка качества ТО на ПТО.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2013

    Классификация и особенности конструкции рессорного подвешивания вагонов. Упругие элементы рессорного подвешивания. Основные положения проектирования и расчета рессорного подвешивания вагонов. Классификация, назначение и особенности конструкций тележек.

    контрольная работа , добавлен 10.03.2015

    Рассмотрение назначения тележечного участка депо по ремонту грузовых вагонов, а также причин проведения реконструкции. Проектирование стенда для нагружения тележки перед подкаткой под вагон. Определение профиля стоек и ригеля. Пожарная безопасность депо.

    дипломная работа , добавлен 04.06.2015

    Характеристика вагонного хозяйства как отрасли железнодорожного транспорта. Производственные подразделения технического обслуживания и ремонта вагонов. Порядок взаимоотношений железных дорог и предприятий по ремонту и производству запасных частей.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2012

Основными неисправностями тележек являются износы трущихся де­талей, трещины и изломы литых боковых рам и надрессорных балок, ослабление заклепок фрикционных планок, разрегулировка зазоров скользунов. На величину и интенсивность износов и повреждений реша­ющее влияние оказывают правильный выбор материала деталей, соблю­дение технологического процесса изготовления, ремонта и сборки теле­жек, своевременное выявление и устранение неисправностей.

Кроме деталей фрикционного гасителя, интенсивному износу из- за трения подвержены отверстия кронштейнов для валиков подвесок тормозных башмаков, отверстия кронштейна державки мертвой точ­ки, наклонные поверхности и подпятники надрессорной балки, детали горизонтальных скользунов, а также направляющие и опорные повер­хности буксовых проемов боковых рам. У подпятников наиболее быстро изнашиваются внутренние поверхности наружного бурта по оси, совпадающей с продольной осью вагона, и опорные поверхно­сти. Их средняя интенсивность износа составляет соответственно 0,8 и 0,4 мм в год. При значительных износах создаются условия для относительного перемещения и соударения пятников и надрессорных балок и образования в них трещин.

Повышенные износы в шарнирах тормозной передачи приводят к уве­личению на них динамических нагрузок и могут быть причинами трещин.

Трещины и изломы боковых рам и надрессорных балок возника­ют из-за значительных динамических нагрузок, скрытых дефектов в

литье, усталостных явлений металла, наличия на поверхности деталей забоин и ожогов от электросварки, которые являются концентратора­ми напряжений. Особенно сложны условия эксплуатации боковых рам, являющихся необрессоренными деталями.

Причинами трещин и изломов деталей тележек могут быть нару­шения правил эксплуатации и сборки.

Ослабление и обрывы заклепок фрикционных планок происходят из-за их ступенчатого износа, который приводит к ударам клина и планки.

В четырехосных тележках встречаются трещины в соединительной бал­ке в зоне расположения скользунов, пятников и центрального подпятника.

В боковых рамах тележек ЦНИИ-ХЗ (18-100) наиболее вероятны трещины в углах буксовых и рессорных проемов, в наклонном, нижнем и верхнем поясах, в приливах для валиков подвесок тормоз­ного башмака. При контроле надрессорных балок особое внимание следует уделять зонам подпятника, опорам скользунов, наклонным поверхностям и местам расположения литейных отверстий.

Не допускается эксплуатация вагонов, в тележках которых имеют­ся трещины боковых рам и надрессорных балок, выявлено отсут­ствие или излом колпака скользуна и его болта. В эксплуатации следует контролировать зазоры между скользунами тележек и рам вагонов. Суммарный зазор между скользунами с обеих сторон те­лежки у четырехосных вагонов должен быть не менее 4 и не более 20 мм. Отсутствие зазоров между скользунами по диагонали вагона не допускается. У цистерн для перевозки газов суммарные зазоры в скользунах должны быть не менее 4 и не более 16 мм. Кроме того, у цистерн для перевозки газов не разрешается отсутствие зазоров хотя бы с одной стороны тележки.

Для восьмиосных вагонов суммарный зазор между скользунами со­единительной и шкворневой балок для одной тележки должен быть не ме­нее 4 и не более 15 мм, а между соединительной и надрессорной балка­ми - не менее 4 и не более 20 мм для каждой двухосной тележки.

При обнаружении хотя бы одной из перечисленных неисправнос­тей, вагон направляется в текущий отцепочный ремонт.

    Организация работ при ремонте тележек грузовых вагонов

Входной контроль тележек при деповском и капитальном ремонте производят после постановки вагонов на ремонтные позиции.

При этом проверяют положение деталей рессорного комплекта, завышение фрикционных клиньев относительно надрессорной балки, наличие свободного перемещения фрикционных клиньев и пружин, зазоры между скользунами тележки и рамы вагона. Результаты про­верок заносят в дефектную ведомость и используют при ремонте деталей и узлов.

Проверяют срок службы литых деталей, который не должен пре­вышать 30 лет.

Ремонт тележек при плановых видах ремонта выполняют в теле- жечных отделениях поточным или поточно-конвейерным методом. Независимо от метода ремонта в тележечном отделении должны быть позиции обмывки, разборки, сборки, ремонта и приемки готовых тележек. Ремонтные позиции оборудуют стендами, средствами нераз­рушающего контроля и технологической оснасткой, которые позво­ляют максимально механизировать выполняемые работы, повышают производительность труда и обеспечивают необходимое качество ре­монта

Перед обмывкой рама тележки снимается с колесных пар, уста­навливается на технологическую тележку, которая тяговой лебедкой подает раму в моечную машину. Обмывка тележек с колесными парами, не требующими полной ревизии букс, не допускается.

Обмывку выполняют подогретым до температуры не менее 60°С моющим раствором типа МЛ-52, МС-8, «Лабомид-101» в концентра­ции 30 г/л под давлением 19 кгс/см 2 . После обмывки тележки тща­тельно очищают от отслаивающейся ржавчины и разрушившегося ла­кокрасочного покрытия. Особое внимание уделяют очистке контро­лируемых зон (рис. 6.1, 6.2).

После очистки рама тележки устанавливается на позицию разбор­ки, на которой последовательно производят демонтаж рычажной пе­редачи, шкворня, рессорного комплекта, деталей скользунов и боко­вых рам. Контроль технического состояния боковых рам и надрес­сорных балок включает визуальный осмотр, измерение величины износов и дефектов с помощью средств допускового контроля (шаб­лонов) и неразрушающий контроль. В качестве средств неразрушаю­щего контроля боковых рам и надрессорных балок тележек применя­ют вихретоковый дефектоскоп ВД-12НФ или установки феррозон- дового контроля типа ДФ (ДФ-1, ДФ-103, ДФ-105, ДФ-201). Дефек- тоскопирование деталей тележек производится в полном соответствии с требованиями «Технологической инструкции по испытанию на ра­стяжение и неразрушающему контролю деталей вагонов» № 637-96

Рис. 6.1. Схема контролируемых зон на боковой раме тележки:

1 - угол буксового проема внут­ренний; 2 - угол буксового про­ема наружный; 3 - пояс над бук­совым проемом; 4 - верхний пояс; 5 - наклонный пояс;

    - угол рессорного проема;

    - отбуртовки окон

ПКБ ЦВ МПС России. Перед проведением дефектоскопирования необходимо произвести осмотр контролируемых деталей визуально на стенде-контователе с применением лупы семикратного увеличения, переносного светильника с напряжением питания 12 или 36 В, ме­таллической щетки, шаблонов. Визуальному осмотру подвергают все поверхности надрессорных балок и боковых рам. Обнаруженные при

Рис. 6.2. Схемы контро­лируемых зон на надрес­сорной балке тележки:

визуальном осмотре дефекты обводят мелом и проверяют повторно вихре­токовым, феррозондовым или магни­топорошковым методом.

Позиции осмотра должны быть оборудованы стационарными или пе­редвижными стендами, которые по­зволяют производить раздвижку бо­ковых рам и кантование в удобное для контроля положение боковых рам и надрессорных балок.

1 - нижний пояс; 2 - верхний пояс; 4 - подпятник; 5 - на­клонная плоскость

Стенд (рис. 6.3) используется для разборки, контроля и ремонта деталей тележек. Тележка 18-100 устанавлива­ется на стенд мостовым краном, при этом боковые рамы и надрессорная бал­ка попадают в гнезда соответствующих механизмов поворота. С помощью ци­линдра 1 надрессорная балка поднима­ется относительно боковых рам, осво­бождая рессорные комплекты. После

Рама Балка

Рис. 6.3. Схема стенда для ремонта тележек грузовых вагонов:

1 - цилиндр механизма подъема надрессорной балки; 2 - цилиндр механизма поворота надрессорной балки; 3 - цилиндр механизма раздвижки; 4 - цилиндр механизма поворота боковой рамы

удаления фрикционных клиньев и пружин боковые рамы выводятся за пределы габаритов надрессорной балки с помощью пневмоцилиндров раз­движки 3. В таком положении производится контроль и ремонт боковых рам и надрессорных балок. Для обеспечения удобства производимых ра­бот боковые рамы и надрессорные балки могут поворачиваться пневмо­цилиндрами поворота 2 и 4. Возврат отремонтированных боковых рам и надрессорных балок в исходное положение производится перечисленны­ми механизмами в обратном порядке.

Кантователи должны обеспечить осмотр надрессорной балки и боковой рамы с их поворотом на 180° относительно продольной оси. Неразрушающему контролю подлежат зоны деталей в соответствии с рис. 6.1 и 6.2.

Наличие трещин в деталях тележек не допускается, за исключени­ем трещин, которые устраняются в соответствии с действующей ре­монтной документацией. Детали тележек с износами более допусти­мых норм ремонтируют сваркой и наплавкой с последующей механической обработкой до чертежных размеров. Разрешается ре­монтировать боковые рамы и надрессорные балки со сроком эксплу­атации не более 28 лет.

Сварочные и наплавочные работы на деталях тележек выполняют на специальных сварочных позициях, оборудованных кантователями, электросварочным, газосварочным оборудованием и другими при­способлениями.

15 Технолсния ремонта ьаюнов

Механическую обработку наплавленных поверхностей и свароч­ных швов производят на специализированных станках, а также свер­лильных, фрезерных и строгальных станках, оборудованных необхо­димыми приспособлениями.

Отремонтированные и проверенные детали тележек подают на по­зицию сборки.

После сборки и проверки качества ремонта на тележки наносят установленные клейма и надписи, окрашивают, а после подкатки под вагон производят выходной контроль отремонтированных тележек.

    Ремонт боковых рам

Ремонт боковых рам тележек заключается в восстановлении изно­шенных трущихся мест и заварке допускаемых трещин.

Втулки кронштейнов 1 (рис. 6.4) для валиков подвесок тормозных башмаков при капитальном ремонте заменяют независимо от величины износа. При деповском ремонте втулки подлежат замене при износе более

    мм. Если диаметр отверстия для втулки более 45 мм, отверстие рассвер­ливают до диаметра 50 мм, устанавливают металлическую втулку с внут­ренним диаметром 45 мм и обваривают ее по периметру.

Износ поверхностей направляющих для букс 2 допускается по ширине буксового проема не более 4 мм при деповском ремонте и не более 3 мм - при капитальном. При ремонте наплавкой износ не должен превышать 8 мм на сторону. Изношенные опорные поверхности 3 при глубине износа более

    мм допускается устранять фрезерованием при условии, что оставшаяся высота прилива опорной поверхности должна быть не менее 0,5 мм.

При наличии любых трещин в несущих зонах боковые рамы бра­куются. Разрешается ремонтировать сваркой при плановых видах ремонта следующие дефекты:

Рис. 6.4. Боковая рама тележки 18-100 226

■трещины 4 направляюще­го буртика фрикционного клина или его отколы;

■ трещины 5 в кронштей­не подвески триангеля, если их длина не более 32 мм;

■ продольную трещину 6 в стенке прилива для вали­ка подвески триангеля;

■ откол ушек 7 в местах крепления фрикционных планок, если отколото не более двух ушек по диагонали.

Ремонтировать наплавкой опорные поверхности 3 буксового про­ема не разрешается.

Допускаемые размеры боковых рам тележек 18-100 при выпуске из деповского ремонта приведены на рис. 6.5.

При выпуске из капитального ремонта база боковой рамы М дол­жна быть не более 2198 мм, а расстояние между направляющими для букс - не более 341 мм.

Расстояние между стенками проема для рессорного комплекта бо­ковой рамы и наружными челюстями буксовых проемов измеряют до постановки фрикционных планок. Их разность (размеры Н 1 и Н 2 ) не должна превышать 3 мм. При большей разности соответствующие буксовые челюсти подвергают наплавке с последующей обработкой на фрезерных станках до чертежных размеров.

Рис. 6.5. Размеры боковых рам тележек 18-100 при выпуске из деповского ремонта

База боковой рамы измеряется шаблоном на расстоянии 60 мм от низа направляющей плоскости (рис. 6.5).

Разница в размерах М базы боковых рам одной тележки допус­кается не более 2 мм.

    Ремонт надрессорных и соединительных балок

При осмотре надрессорной балки (рис. 6.6) определяют исправное со­стояние верхних, вертикальных, нижних поясов и колонки, опорной части

Рис. 6.6. Надрессорная балка тележки

подпятника, исправность боковых опор скользунов и степень износа тру­щихся поверхностей. Внутренние поверхности балки осматривают с под­светкой через технологические отверстия верхнего и нижнего поясов.

При плановых видах ремонта разрешается:

    заварка трещин 5, 6,7 в опорной поверхности подпятников, если они не переходят через наружный бурт и их суммарная длина не превышает 250 мм;

    заварка продольных трещин 8 от литейного отверстия, если они не переходят на наружный бурт и их суммарная длина не пре­вышает 250 мм;

    заварка трещин 9 в углах между ограничительными буртами и наклонной плоскостью для клина;

    заварка трещин 10 боковых опор скользуна, если их длина не более 100 мм;

    заварка продольных трещин 2 наклонной плоскости, не выхо­дящих на ограничительные бурты;

    наплавка отколов 11 наружного и внутреннего буртов подпят­ников. Если внутренний бурт отсутствует, или длина отколов­шейся части более половины его периметра, или отверстие для шкворня имеет износ более 2 мм на сторону, бурт восстанав­ливают путем вварки втулки высотой 15 мм над опорной по­верхностью подпятника;

Я наплавка наклонных плоскостей 12 и опорной поверхности 13 подпятника, если износ превышает 3 мм при деповском ремон­те и 2 мм - при капитальном ремонте. Оставшаяся толщина металла наклонных поверхностей надрессорных балок должна быть не менее 7 мм, а подпятника - не менее 18 мм;

■ наплавка упорных ребер 14 надрессорных балок, ограничива­ющих смещение пружин, при износе до 8 мм.

Трещины 1, 3, 4 ремонту не подлежат и балка исключается из инвентаря.

Упорные наружные и внутренние бурты подпятников наплавляют, если оставшаяся толщина наружного бурта не менее 11 мм, внутрен­него - не менее 7 мм.

Перед выполнением сварочных работ на боковых рамах и надрес­сорных балках необходимо ремонтируемое место подогреть до тем­пературы 250+300°С.

При деповском ремонте наклонные поверхности надрессорных ба­лок 12 разрешается ремонтировать приваркой планок или вваркой вставок. Планки и вставки изготавливают из тех же сталей, что и над- рессорные балки. Допускается использовать вставки, вырезанные из полос забракованных тяговых хомутов после их проверки дефектоско- пированием, а также изготовленные из стали марок ст 3 сп и 20.

Приварка планок разрешается, если оставшаяся толщина наклон­ной плоскости 6-9 мм. Наклонные поверхности необходимо отфрезе­ровать до толщины 8 или 6 мм для установки ремонтной планки толщиной соответственно 10 и 12 мм.

Ремонт вставками толщиной 18 мм производят, если выявлен износ стенок надрессорных балок свыше 9 мм, включая сквозные протертости и провалы. Перед установкой вставки в наклонной плос­кости вырезается окно с использованием ручной кислородной резки и специального кондуктора. Подготовленные планки или вставки ставятся на прихватках и, после подогрева наклонной плоскости до температуры 200+250°С, приваривают ручной сваркой электродами марок У ОНИ-13/45 или полуавтоматической сваркой в среде углекислого газа сварочными проволоками СВ-08Г2С или СВ-09Г2СЦ. Корневой шов при ручной дуговой сварке производят электродами диаметром 3 мм, последующие - диаметром 4-5 мм. Начало и окончание каждого из проходов не должно находиться в углах вставки. Для снижения сварочных напряжений все швы, начи­ная со второго, должны проковываться по мере остывания металла при температуре не менее 450°С либо ниже 150°С.

Пластина-вставка Проковка при температурах Наплавка 150+450°С запрещена. Нижнюю изношенную поверхность наплав­ляют заподлицо с поверхностью вставки или планки (рис. 6.7). Ка­чество сварочных швов проверя­ют магнитопорошковым методом.

Рис. 6.7. Ремонт наклонных поверхностей надрессорной балки

Колпак скользуна при износе бо­лее 3 мм ремонтируют наплавкой или приваркой накладок. Высота бо­ковых сторон колпака должна быть не менее 76 мм, а узких-не менее 70 мм. Колпак должен быть закреплен сквозным болтом диаметром 12 мм с гайкой, пружинной шайбой и шплинтом. Для регулировки зазоров между скользунами рамы вагона и тележки под колпак скользуна устанавливают прокладки толщиной 1,5-5 мм в количестве до четырех штук.

Шкворни с износами по диаметру более 3 мм ремонтируют на­плавкой с последующей механической обработкой.

При подкатке под вагон подпятники тележек смазывают графито­вой смазкой или отработанной смазкой ЛЗ-ЦНИИ.

В соединительных балках сварной конструкции тележек модели 18-100 (рис. 6.8) разрешается заварка:

    трещин в сварных швах отдельных элементов балки независи­мо от их длины;

    трещин 1, 5, 6 при их глубине до 24 мм независимо от длины. Если подпятник необходимо восстанавливать наплавкой, длина трещины 6 не должна превышать 350 мм;

    трещин 7, 8, 9, 10 длиной не более 250 мм каждая. При одно­временном наличии трещин 8 и 9 с одной стороны подпятника суммарная длина трещин не должна превышать 250 мм;

Рис. 6.8. Балка соединительная

■трещин в зоне крайних пят­ников снизу балки сум­марной длиной до 400 мм. Рабочие поверхности подпят­ника 4 и пятников ремонтируют наплавкой или приваркой плас­тин при износе более 3 мм.

Изношенное более 2 мм на сторону отверстие для шкворня 3 восстанавливают наплавкой или приваркой вставок.

Осмотр и ремонт соединительных балок производят на стендах- кантователях.

Более конкретные требования к ремонту соединительных балок те­лежек восьмиосных вагонов изложены в Типовом технологическом процессе на ремонт соединительной балки четырехос-ной тележки ТК-232.

    Сборка и приемка тележек

В ходе ремонта промежуточной проверке качества выполняемых работ подвергают все детали тележек. Промежуточную проверку вы­полняют мастера, бригадиры, руководители предприятий, а также работники отделов технического контроля на вагоноремонтных заво­дах. Проверку выполняют визуально, а также с применением шабло­нов и других средств измерений. Например, шаблоном (рис. 6.9) проверяют износ и качество ремонта после наплавки и механической обработки каждой наклонной поверхности надрессорной балки. Спе­циальным штангеном (рис. 6.10) контролируют расстояние между планками и их непараллельность.

Отремонтированные и проверенные узлы тележек поступают на сборку, которая производится в обратной последовательности раз­борке. На стенд-кантователь (рис.

"1 1

6.3) устанавливают надрессорную балку, боковые рамы надвигают на балку при помощи пневмоцилиндров или кран-балкой. На раму устанавли­вают пружины, фрикционные клинья ставят на более высокие пружины, затем собирают тормозную рычаж­ную передачу и скользуны.

Рис. 6.9. Шаблон для измерения наклонных поверхностей надрессорной балки:

    - установочная рама;

- скобы; 3 - измеритель­ные движки

При сборке четырехосной тележки соединяют рычажные передачи дву­хосных тележек нижней тягой и уста­навливают соединительную балку на подпятники двухосных тележек, а за­тем выполняют окончательную сбор­ку рычажной передачи. После уста­новки соединительной балки прове­ряют зазор между осями внутренних

колесных пар тележек и нижним поясом балки, который должен быть не менее 85 мм с каждого конца балки. Проверку выполняют после подкатки тележек под вагон.

Рис. 6.10. Шаблон для измерения расстояния между планками и проверки их непараллельное™

Боковые рамы одной тележки должны иметь одинаковую базу или с разницей не более 2 мм.

Не разрешается подкатывать колесные пары с разностью диаметров:

  • у одной двухосной тележки - более 20 мм;

    у двух двухосных тележек - более 40 мм;

    у одной четырехосной тележки - более 20 мм;

    у двух четырехосных тележек - более 40 мм.

Разность в высоте от подпятников до головок рельсов двухосных тележек - не более 12 мм, в том числе и для входящих в четырехосную тележку.

Суммарные зазоры между корпусом буксы и направляющими бо­ковой рамы должны быть в пределах:

    при деповском ремонте вдоль тележки от 6 до 15 мм, а попе­рек - от 5 до 13 мм;

    при капитальном ремонте вдоль тележки от 6 до 13 мм, а по­перек - от 5 до 11 мм.

Допустимые зазоры между боковой рамой и корпусом бук­сы - не более 1 мм.

Подбор боковых рам и надрессорной балки в комплект произво­дят по возрастным группам в соответствии с ремонтной документа­цией.

После подкатки под вагон проверяют суммарные зазоры между скользунами рамы вагона и тележки с обеих сторон каждого конца вагона, которые должны быть для четырехосных вагонов в пределах 6- 16 мм, а у хопперов и думпкаров - 6-12 мм. Для четырехосных теле­жек зазоры между скользунами соединительной балки и скользунами надрессорных балок в сумме для каждой тележки должны быть в пре­делах 4-10 мм, а между скользунами рамы вагона и соединительной балки - 4-12 мм. Для всех типов вагонов отсутствие зазоров между скользунами, расположенными по диагонали, не допускается.

После выполнения ремонта и приемки на боковые рамы и надрес­сорные балки наносят клейма с указанием номера ремонтного предприятия, даты ремонта и кода государства - собственника.

При капитальном ремонте тележки окрашивают полностью, а при де­повском -только в местах с поврежденным защитным покрытием. Ок­раску выполняют масляными красками или эмалями. Краской белого цве­та на боковые рамы и надрессорные балки наносят надписи. После деповского ремонта наносится первая и три последних цифры номера ва­гона, а после капитального ремонта - год проведения ремонта, номер завода, первая и три последних цифры номера вагона.

    Техника безопасности при ремонте тележек

Правильная организация ремонта тележек должна обеспечить безо­пасное выполнение всех работ. Это достигается за счет применения на всех этапах ремонта исправных средств механизации и технологи­ческой оснастки, а также строгого соблюдения требований техники безопасности. Бригадиры и работники тележечных отделений прохо­дят периодические инструктажи по безопасным методам работы и своевременно сдают испытания в знании инструкций по технике бе­зопасности и производственной санитарии.

Подкатка и выкатка тележек из-под вагона производится под ру­ководством мастера или бригадира. Расстояние между тележкой и выступающими частями рамы и другого оборудования поднятого вагона должно обеспечить свободную подкатку и выкатку тележек.

Транспортировка тележек должна быть механизирована. При под­катке и выкатке тележек не допускается находиться на тележке и на пути ее перемещения, а также размещать детали вагонов в непосред­ственной близости от перемещаемой тележки.

После установки тележек на путях следует подклинить колесные пары с обеих сторон. Работы по разборке, сборке и перемещению литых деталей тележек должны выполняться с помощью стендов- кантователей, грузоподъемных механизмов или специального обору­дования. Оборудование перед началом работы должно быть осмотре­но. При этом обращают особое внимание на исправность захватов, зажимов и предохранительных устройств.

Грузоподъемные краны, захваты, палочные приспособления не разрешается применять, если истек срок их службы до очередного освидетельствования. Нагрев заклепок фрикционных планок должен производиться на электрогорнах. Перебрасывание нагретых заклепок не допускается. Устанавливать заклепки следует с применением гид­равлических скоб.

При работе с феррозондовыми, вихретоковыми и магнитопорош­ковыми дефектоскопами следует пользоваться соответствующими руководствами по их правильной и безопасной эксплуатации. Пере­носные светильники должны иметь напряжение не более 36 В.

В тележечном отделении на видном месте должна быть вывешена инструкция по технике безопасности.

1. Введение …………………………………………………………………………………. 8

2. Назначение и состав тележечного отделения ………………………………………….. 8

3. Расчет численности работников тележечного участка ……………………………….. 10

4. Расчет оборудования участка …………………………………………………………… 12

5. Ремонт тележек …………………………………………………………………………... 13

5.1. Входной контроль тележек …………………………………………………………. 13

5.2. Порядок разборки и обмывки ………………………………………………………. 13

5.3. Неразрушающий контроль составных частей и деталей тележки ……….………. 14

5.4. Разборка тележки …………………………………………………………………… 15

5.5. Дефектация составных частей и деталей тележек ………………………………… 18

5.6. Ремонт боковых рам ……………………………………………………………….. 21

5.7. Ремонт надрессорной балки ……………………………………………………….. 25

5.8. Скользуны тележек ………………………………………………………………… 30

5.9. Требования к пружинному комплекту …………………………………………….. 31

5.10. Ремонт фрикционного клина ……………………………………………………… 33

5.11. Сборка тележек после ремонта ……………………………………………………. 35

5.12. Проверка качества ремонта………………………………………………………… 35

5.13. Нанесение клейм, знаков маркировки после ремонта……………………………. 36

5.14. Окраска тележек…………………………………………………………………….. 37

5.15. Трафареты, наносимые масляной краской……………………………………….. 39

5.16. Контроль тележек при выходе из ремонта……………………………………….. 39

5.17. Ведение учетной документации ………………………………………………….. 40

5.18. Модернизация вертикального рычага тормозной рычажной передачи…………. 47

6. Модернизация узлов тележки …………………………………………………………… 51

6.1. Общие положения ………………………………………………………………….. 51

6.2. Модернизация узла фрикционный клин и планка рессорного комплекта ……… 51

6.3. Модернизация подпятникового узла надрессорной балки ………………………. 54

6.4. Модернизация наклонных плоскостей надрессорной балки …..………………… 55

6.5. Модернизация боковой рамы………………………………………………………. 55

6.6. Замена колпаков надрессорной балки …………………………………………… 57

6.7. Требования к выполнению наплавочных и электросварочных работ …………. 58

6.8. Контроль и оценка качества деталей после сварки и наплавки………………….. 58

6.9. Требования к квалификации персонала……………………………………………. 58

6.10. Выходной контроль тележек, отремонтированных с установкой

износостойких элементов………………………………………………………….. 59

7. Меры безопасности при работе в тележечном отделении ……………………………… 60

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Схема размещения оборудования тележечного отделения..…………….. 72

Приложение 2. Перечень оборудования тележечного отделения..............……………….. 74

Приложение 3. Перечень средств неразрушающего контроля, применяемых в

тележечном отделении.....…………………………………………………. 75

Приложение 4. Перечень измерительного инструмента и технологических

приспособлений..............…………………………………………………… 76

Приложение 5. Неснижаемый запас основных запасных частей и материалов,

применяемых при ремонте вагонов...................………………………….. 79

Приложение 6. Журнал приемки отремонтированных тележек грузовых

вагонов ф. ВУ-32 ………………..………………………………………….. 80

Приложение 7. Журналы учета поступления в ремонт и браковки боковых

рам и надрессорных балок тележек грузовых вагонов …………………... 81

Приложение 8. Сводная ведомость браковки боковых рам тележек

грузовых вагонов ………………………………………………………….. 82

Приложение 9. Сводная ведомость браковки надрессорных балок

тележек грузовых вагонов …………………………………………………. 83

Лист регистрации изменений..................…………………………………………………….. 185

1. ВВЕДЕНИЕ.

1.1. Настоящая технологическая инструкция распространяется на деповской и капиталь- ный ремонт двухосных тележек модели 18-100 в вагонном ремонтном депо Шахунья Горьковской Дирекции по ремонту вагонов – филиала ОАО ""РЖД"".

1.2. Настоящий технологический процесс ремонта тележек разработан на основе ""Инструкции по ремонту тележек грузовых вагонов"" РД 32 ЦВ 052-2002, ""Инструкции по ремонту тележек грузовых вагонов модели 18-100 с установкой износостойких элементов в узлах трения"" РД 32 ЦВ 072-2005, руководящего документа ""Методика выполнения измерений надрессорных балок, боковых рам, пружин и рессорного комплекта при проведении плановых видов ремонта тележек 18-100"" РД 32 ЦВ 050-2005, ""Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов"" ЦВ-ЦЛ-945, руководящих документов по неразрушающему контролю РД 32.174-2001, РД 32.149-2000, РД 32.150-2000, РД 32.159-2000, Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов ЦВ-201-98, Методики испытания на растяжение деталей грузовых и пассажирских вагонов № 656-2000 ПКБ ЦВ, Руководства по ремонту триангелей Р 001 ПКБ ЦВ – 97 РК, Методики АЭК боковых рам и надрессорных балок № 682 – 2005 ПКБ ЦВ.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

2.1. Настоящий комплект документов устанавливает:

Организацию ремонта тележек;

Технику безопасности при ремонте тележек;

Способы ремонта и контроля деталей тележек;

Нормы и требования, которым должны удовлетворять тележки при выпуске из деповского и капитального ремонтов;

Порядок выполнения транспортных операций;

Порядок и места нанесения клейм;

Учет и ведение отчетных форм, установленных на ремонт тележек.

2.2. Ремонт производится по способу замены неисправных узлов и деталей заранее отремонтированными или новыми соответствующего типа, отвечающими техническим требованиям.

2.3. Работой смены руководит бригадир тележечного участка, который подчиняется мастеру цеха и заместителю начальника депо по ремонту.

Бригадир осуществляет контроль за деятельностью работников смены. Он является ответственным за своевременное и качественное выполнение ремонта тележек и обеспечение безопасных условий труда.

Работы по дефектации и клеймению деталей и узлов тележек выполняет бригадир тележечного участка, который прошел обучение, сдал экзамены установленным порядком и имеет навыки практической работы.

Результаты контроля технического состояния тележки учитываются в журнале формы ВУ-32.

2.4. Обеспечение рабочих мест инструментом, приспособлениями осуществляется через инструментальное отделение.

2.5. Обеспечение рабочих мест запасными частями осуществляется через кладовую, где создается их необходимый запас непосредственно из вспомогательных участков и складов НХ. Проверку оборотного запаса материалов и деталей осуществляют бригадиры и мастер ремонтно-заготовительного цеха.

2.6. Доставка деталей и материалов производится по заявке бригадира (мастера) транспортным рабочим при помощи электрокары, или непосредственно исполнителями.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ

ЦВ-0015 УТВЕРЖДЕНА

приказом Укрзализныци от06.11.1998г.

ИНСТРУКЦИЯ ПО РЕМОНТУ ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ

Общие положения.....................................................................

Основные технические данные о тележках грузовых вагонов........

Система технического обслуживания и ремонта тележек грузовых вагонов...........................................

Требования, предъявляемые к тележкам при выпуске вагонов из текущего отцепочного ремонта (РД № 000 ЦВ-90).....................

Разборка тележек........................................................................

Дефектоскопирование составных частей тележек и их деталей.......

Контроль технического состояния боковых рам и надрессорных балок тележек грузовых вагонов.............................................

Дефектация составных частей и деталей тележки.........................

Ремонт боковых рам тележек......................................................

Ремонт надрессорных балок тележек..........................................

Ремонт фрикционного клина......................................................

Требования к пружинному комплекту тележки.............................

Ремонт деталей тормозной рычажной передачи тележки..................

Сварочные и наплавочные работы................................................

Обработка деталей и узлов тележки после сварочных и наплавочных работ......................................................

Сборка тележек после ремонта....................................................

Проверка качества ремонта.........................................................

схода с рельсов вагонов;

При текущем отцепочном ремонте.

При техническом обслуживании тележек под вагонами проверяют с пролазкой:

Состояние колесных пар, литых деталей рамы тележки, деталей пружинно-фрикционного рессорного подвешивания, деталей подвески тормозных башмаков, толщины тормозных колодок, при каждой подъёмке вагонов, выкатке тележек - состояние узла подпятник-пятник, у четырехосных тележек состояние центральных пятников-подпятников;

Величины зазоров между скользунами 2-осных тележек и рамы вагона, у четырехосных тележек, дополнительно, между скользунами соединительной балки и надрессорными балками тележек;

Соответствие, кодов государства-собственника литых деталей слежки коду рамы вагона.

3.6. При поступлении вагона в текущий отцепочный ремонт неисправные узлы и детали тележек заменить новыми или отремонтированными.

Отремонтированные двухосные тележки должны подкатываться под тот вагон, из-под которого они были выкачены.

Запрещается:

Выпускать из ремонта вагоны на тележках с разнотипными рессорными комплектами под одним вагоном;

Смазывать и окрашивать рабочие поверхности клиньев фрикционных ЦНИИ-ХЗ.

3.7. При деповском ремонте тележки из под вагона выкатывают и подают на участок их ремонта, где они должны очищаться и обмываться в моечной машине без колесных пар, которые передаются в колесный цех.

Рама тележки, пружинно-фрикционный рессорный комплект, рычажная передача тележки разбираются и ремонтируются в соответствующих отделениях и участках.

3.8. При капитальном ремонте тележки из-под вагона выкатывают, промывают в моечной машине и передают в цех для разборки и ремонта.

Колёсные пары ремонтируют согласно требованиям "Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колёсных

Тормозная рычажная передача разбирается полностью для ремонта в соответствии с требованиями "Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов" ЦВ-ЦЛ-0013.

Детали и узлы тележки подвергаются испытанию на растяжение и дефектоскопированию, согласно "Руководству по испытанию на растяжение и дефектоскопированию вагонных деталей", "Технологической инструкции № 000-92 ПКБ ЦВ", а также допускается обмеловка опасных зон, в соответствии с "Типовым технологическим процессом" ТК-58 ПКБ ЦВ.

4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕЛЕЖКАМ ПРИ ВЫПУСКЕ ВАГОНОВ ИЗ ТЕКУЩЕГО ОТЦЕПОЧНОГО РЕМОНТА (РД № 000 ЦВ-90)

4.1. Требования к тележкам при выпуске из текущего отцепочного ремонта приведены в таблице 4.1. Таблица 4.1

Наличие неисправности

Допускаемые размеры

Трещины в боковой раме, надрессорной балке, соединительной балке.

Не допускаются (вырубки пороков литья, произведенные в процессе изготовления

надрессорных, соединительных балок, боковых рам - не служат основанием для браковки).

Излом скользуна, отсутствие или излом колпака скользуна тележки. Отсутствие болта крепления колпака скользуна тележки.

Не допускается.

Обрыв заклепки фрикционной планки, излом или трещина в фрикционном клине, излом упорного бурта фрикционного клина, наличие трещин в сварном шве приварного упорного ребра фрикционного клина тележки.

Не допускается.

Свободные (ненагруженные) подклиновые пружины и клинья в порожних грузовых вагонах и завышение хотя бы одного клина относительно нижней опорной поверхности надрессорной балки более 10 мм.

Не допускается.

Излом хотя бы одной пружины, сдвиг или перекос пружин, смыкание витков.

Не допускается.

4.2. Техническое состояние колёсных пар при текущем ремонте должно соответствовать требованиям "Правил технической эксплуатации железных дорог Украины" ЦРБ 0004, "Инструкции по осмотру, ремонту и освидетельствованию колёсных пар", "Классификатора неисправностей

колёсных пар".

4.3. Техническое состояние буксовых узлов колесных пар проверяют по требованиям "Инструктивных указаний по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками".

4.4. При замене боковых рам тележки базы их должны быть одинаковыми или иметь разницу не более 2 мм. База боковых рам определяется по количеству "шишек" на наклонных поясах боковой рамы (оно должно быть одинаковым) и подтверждается обязательной инструментальной проверкой

(шаблоном).

4.5. Техническое состояние деталей рычажной тормозной передачи должно соответствовать требованиям "Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов" ЦВ-ЦЛ-0013.

4.6. Перед подкаткой тележек под вагоны, трущиеся поверхности пятников, подпятников и боковых скользунов должны быть смазаны графитной смазкой УСсА (ГОСТ 3333-80), или отработанной смазкой ЛЗ-ЦНИИ, или солидолом, а при равномерном износе опорной поверхности подпятника до 5 мм на подпятник разрешается положить обильно смазанную полимерную прокладку.

Толщина прокладки должна быть равна размеру допускаемой без ремонта глубины выработки подпятника 3-5 мм.

4.7. При подкатке под вагон двухосных тележек суммарный зазор между скользунами тележки и рамы вагона с обеих сторон тележки у всех типов четырехосных вагонов должен быть не менее 4 мм и не более 20 мм, кроме хопперов для перевозки угля, горячего агломерата, аппатитов, хоппер-дозаторов ЦНИМ-2, ЦНИИ-3 и думпкаров ВС-50, у которых зазор должен быть не менее 6 мм и не более 12 мм. У думпкаров ВС-80, ВС-82, ВС-85 - не менее;2 мм и не. более 20 мм. Допускается отсутствие зазоров между скользунами с одной стороны вагона. Отсутствие зазоров между скользунами по диагонали вагона не допускается. Величина суммарного зазора по диагонали должна быть не менее 6 мм.

При восстановлении опорной поверхности подпятника до альбомных размеров или установке новой надрессорной балки, при постановке полимерной прокладки, зазор между скользуном шкворневой балки рамы вагона и скользуном надрессорной балки тележки должен быть не менее 7 мм и не более 10 мм. При этом суммарный зазор между скользунами тележки и рамы вагона должен быть не менее 14 мм и не более 20 мм.

4.8. При подкатке под 8-осные цистерны четырехосных тележек суммарный зазор между скользунами соединительной и шкворневой балок с обеих сторон одного конца восьмиосной цистерны должен быть не менее 4 мм и не более 15 мм; между соединительной и надрессорной балками с обеих концов двухосной тележки зазор в сумме должен быть не менее 5 мм и не более

10 мм. Не допускается отсутствие зазоров:

Между двумя любыми скользунами одной четырехосной тележки с одной стороны цистерны;

По диагонали цистерны между скользунами соединительной и шкворневой балок;

По диагонали четырехосной тележки между скользунами надрессорной и соединительной балок.

4.9. Техническое состояние тормозного оборудования при текущем отцепочном ремонте должно соответствовать требованиям раздела II "Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов" ЦВ-ЦЛ-0013, "Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог Украины" ЦТ-ЦВ-ЦЛ-0015.

4.10. На выкаченной из-под вагона тележке проверяют дополнительно исправность опорной балки авторежима (отсутствие изгиба) и узлов её крепления на боковых рамах тележки - наличие болтов, гаек, шплинтов, резинометаллических элементов под опорами балки, крепление контактной планки, регулировку авторежима. На порожнем вагоне зазор между упором авторежима и контактной планкой должен быть не более 3 мм.

4.11. Не допускается подкатка под вагон тележек, у которых срок службы надрессорных балок или боковых рам (30 лет) истекает до срока следующего планового вида ремонта.

5. РАЗБОРКА ТЕЛЕЖЕК

5.1. Разборка тележек начинается перед моечной или после моечной машины, когда рама тележки отделяется грузоподъёмным механизмом, а колёсные пары выкатываются и передаются в колёсно-роликовый цех для ремонта.

5.2. Участок разборки тележек должен быть оснащён устройствами для раздвижки и кантования боковин и надрессорных балок.

5.3. Раму тележки устанавливают на стенды и разбирают.

5.4. После дефектоскопии и дефектации детали рамы тележки, надрессорные балки и боковые рамы поступают на ремонтные участки.

5.5. Ремонт деталей рамы тележки должен производиться на поточных линиях или на специализированных участках в соответствии с разработанным и утвержденным в установленном порядке технологическим процессом для каждого депо и каждого вагоноремонтного завода.

6, ДЕФЕКТОСКОПИРОВАНИЕ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ТЕЛЕЖЕК И ИХ ДЕТАЛЕЙ

6.1. Дефектоскопирование деталей тележек должно производиться в полном соответствии с требованиями "Руководства по испытанию на растяжение и дефектоскопированию вагонных деталей" и "Технологической инструкции по контролю технического состояния боковых рам и надрессорных

балок тележек грузовых вагонов" № 000-92 ПКБ ЦВ и другой действующей технической документацией, в том числе:

Надрессорной балки тележки модели 18-100;

Боковых рам тележки модели 18-100;

Соединительной балки тележки модели 18-101;

Валиков подвески тормозных башмаков;

Подвесок тормозного башмака.

6.2. Триангели рычажной передачи тележек испытывают на растяжение при изготовлении их вновь, периодических видах ремонта вагонов к ремонте сваркой.

7. КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БОКОВЫХ РАМ И НАДРЕССОРНЫХ БАЛОК ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ

7.1. При проведении плановых видов ремонта на вагоноремонтных заводах и в депо перед проведением неразрушающего контроля производится технический осмотр состояния боковых рам и надрессорных балок визуально и инструментальным методом на стенде-каптователе с применением лупы семикратного увеличения, переносного светильника напряжением 12-36 В, металлической щетки, средств допускового контроля и измерении.

Визуальному осмотру и контролю подвергается вся поверхность боковых рам и надрессорных балок. Поступившие в ремонт детали тележек подлежат обязательной очистке и обмывке от грязи и остатков перевозимого груза. Особое внимание обращается на чистоту поверхности контролируемых зон, подлежащих неразрушающему контролю. Осмотр производится за два приёма с поворотом детали относительно продольной оси на 180 градусов.

Определение величин дефектов производится средствами допускового контроля (шаблонами) и измерении.

7.2. Боковые рамы и надрессорные балки, у которых при осмотре выявлены дефекты свыше указанных в таблице 3, трещины, а также износы выше допустимых, подлежат ремонту или браковке.

7.3. Осмотренные и допущенные к проведению неразрушающего контроля боковые рамы и надрессорные балки подлежат дефектоскопированию вихретоковым , феррозондовым или магнитопорошковым методами, а также допускается обмеловка опасных зон, согласно типового технологического процесса ТК-58.

7.4. В качестве средств неразрушающего контроля боковых рам, надрессорных балок разрешается использовать магнитопорошковые дефектоскопы типов М-12-ПС (седлообразный), МД-14П; феррозондовые установки типа ДФ-1, ДФ-2; вихретоковый дефектоскоп типа ВД-12НФ или другие, по своей чувствительности к дефектам не хуже указанных.

7.5. Работы по выявлению трещин и других дефектов в деталях тележек выполняются специально назначенными работниками-дефектоскопистами, прошедшими обучение или специальную подготовку по контролю выбранным методом, выдержавшими испытания и имеющими

7.6. Качество неразрушающего контроля всеми применяемыми методами должно проверяться бригадирами, мастерами, старшими мастерами и приёмщиками вагонов непосредственно на рабочем месте.

7.7. Основные дефекты, зоны повреждаемости боковых рам и надрессорных балок, браковочные нормы и способы обнаружения дефектов приведены на рисунках 7.1, 7.2 и в таблицах 7.1, 7.2.

7.8. Результаты контроля деталей тележек грузовых вагонов при периодическом ремонте должны записываться в пронумерованном журнале. В приложении В приводится общая форма журнала учёта результатов контроля наиболее ответственных узлов и деталей, на которых стоят заводские клейма.

https://pandia.ru/text/78/298/images/image003_45.gif" width="403" height="160">

https://pandia.ru/text/78/298/images/image005_34.gif" width="364" height="145 src=">

1 - нижний пояс; 2 - верхний пояс; 3 - боковой пояс; 4 - подпятник;

5 - наклонная плоскость. Рисунок 7.2 - Схема контролируемых зон на надрессорной балке